Наталья Ивашкина: моя Камчатка
Вулканы, гейзеры, горячие источники, стланик, медведи, рыба, идущая на нерест, красная икра, крабы, море, океан, речные пороги – все это много лет моей жизни было лишь страничками из ярких журнальных проспектов о далеком крае мечты детства – Камчатке. Как водится, мечтам свойственно исполняться, особенно когда это твоя цель.
Прогнозы погоды обещали ненастье. Но Камчатка встретила нас жарой и солнцем, к которым не готовились. Наше путешествие мы поделили на две части – одна водная на катамаранах, которые мы везли с собой из Рязани; вторая – горная (восхождение на вулканы Авачинский и Горелый).
Сплав по реке и кухня
Сплав проходил по порожистой речке Быстрая, что разрезает Камчатку с востока на запад от Тихого океана до Охотского моря. Рыба шла на нерест, потому проблем с питанием не было никаких. Такого количества рыбы я не видела никогда. Мы ловили столько, сколько могли съесть, – ароматная уха, сытные котлеты, жареная, соленая и вяленая на солнышке красная рыбка, печенная на рожнах и т. д., и т. п., все, что только можно было придумать. А красную икру мы ели просто ложками. Под конец маршрута она стала чем-то обыденным. Да простит нас Рыбнадзор, ибо не для набивания карманов ловили рыбу, а для выживания и познания окружающего мира.
С первого же дня путешествия мы ощутили себя в зоопарке.
Только не мы наблюдали за животными, а они за нами. Медведей было примерно так же много, как кошек у меня во дворе. Рядом с нами на стоянках паслись матушки с двумя, а чаще с тремя медвежатами; одинокие бестолковые трехлетки, выгнан ные матерями на вольные хлеба, бродили рядом с нами; огромные самцы переплывали речку или просто выглядывали на наши катамараны из воды – их головы торчали, как у отдыхающих на Пре людей во время жары. Проплываешь мимо них, а они не пугают, не рычат. Просто смотрят из воды. Конечно, нас предупредили об опасности столкновения с хозяевами Камчатки. Безусловно, мы остерегались и не лезли на рожон. Нам повезло. Медведи были сытые из-за обилия рыбы. Их мы особенно не интересовали. Жили, в общем, добрыми соседями.
Семейные разборки
Кадры разборок топтыжьей семьи удалось сделать прямо из палатки: двое медвежат не поделили что-то, подрались, а третий наблюдал за происходящим. Маленькие косолапые яростно рычали.
Прибежала мамаша и резко применила когтистую педагогику: одному подзатыльник, второго в сторону. Третий продолжал наблюдать.
Конечно, мать всех помирила.
Однажды косолапый проходил прямо рядом с моей палаткой, сантиметрах в пятидесяти. Я ощущала его тепло и звериный дух, который не забуду никогда.
Ему стала интересна сумка со сложенным катамараном. Ее он проткнул, как степлером, одним движением лапы, обмусолив место прокола слюнями – заин-
тересовался сплавным средством.
Это Россия. Тут медведи. И сплав по речкам на Камчатке не для слабонервных.
Горная часть путешествия
Вторая часть путешествия проходила по сопкам и вулканам с посещением горячих источников и гейзеров. Вулкан Авачинский – действующий вулкан Камчатки. Он закрыт лавовой пробкой, но проснуться может в любой момент. Вулканологи следят за его состоянием, так как пробуждение монстра может снести с лица земли Петропавловск-Камчатский и его окрестности. Последнее извержение было зафиксировано в 1991 году.
Вулканы Камчатки
Вулкан Авачинский относительно невысокий – 2741 м. Подъем на него оказался довольно напряженным из-за участка очень крутого ледника, присыпанного красной породой (пемзой),
ссыпавшейся из-под ног. Зато путь обратно занял намного меньше времени из-за той же пушистой сыпухи, по которой можно было съезжать, как на горных лыжах, опираясь на палки. На вершине вулкана нас ждал марсианский пейзаж – кратер с фумаролами с серными испарениями и тепло из жерла. Это показывает, что Авачинский живет и готовится однажды проснуться.
А потом был вулкан Горелый, горячие источники (Мутновская ГеоЭС) и гейзеры.
Наш вездеход. Он возил нас от вулкана к вулкану. На Камчатке, кроме как на джипах и вездеходах, передвигаться просто невозможно. Нормальные дороги, в нашем понимании, построить здесь нельзя из-за сейсмической активности и сухих речек, которые то появляются с дождями, то исчезают, полностью меняя пейзаж местности.
Вместо послесловия
Это путешествие – одно из ярких впечатлений в моей жизни. Оно греет душу. В школе за хулиганство сажают на заднюю парту – отправляют «на Камчатку». Оттуда ученики взирают на «материк», а учителя надеются на исправление непослушных. Сейчас оказывается, что побывать на Камчатке – это великая награда. Отправьте меня снова на Камчатку!
В материале использованы фото Андрея Челпаченко, Ольги Морозовой, Ульяны Храмовой, Натальи Седых, Натальи Барановой, Сергея Егорова, Натальи Ивашкиной.