Экономика – это про человека
Об итогах работы ФПК «Инвест» в 2019 году, о влиянии мирового кризиса и коронавируса на работу предприятий в интервью журналу рассказал президент Холдинга Игорь Коськин.
Игорь Владимирович, давайте поговорим об итогах работы Холдинга в 2019 году. Что порадовало, что огорчило?
– На мой взгляд, сотрудники ФПК «Инвест» сделали все возможное, чтобы преодолеть вызовы, которые сопровождают экономику нашей страны на протяжении последних нескольких лет.
Самое главное, мы достроили и запустили кожевенный завод на Алтае. В Сибири, да и в России в целом, редкое явление, когда строят предприятия с нуля. Я считаю, что с данной серьезной задачей мы справились, поэтому есть удовлетворение по итогам 2019 года. В целом было много позитивного. Самое главное, что с каждым годом команда становится сильнее, боеспособнее, мы движемся вперед, преодолеваем трудности, меняем себя, становимся другими. Это основной позитив от работы.
Бизнес – это все-таки о цифрах и о прибыли.По итогам 2019 года динамика была позитивной?
– Если сравнивать с предыдущими годами, то абсолютная цифра прибыли была меньше.
Но тот, кто считает, что бизнес – это только цифры, тот глубоко заблуждается. Настоящий руководитель оперирует потенциалом, возможностями, которые заложены в людях. Как раз в этом скрываются очень большие резервы и надежды на будущее.
Есть моменты, которые огорчали?
– Мы относимся к тем людям, которые давно живут и работают в нашей стране, уже привыкли ко всему, поэтому даже если и было что-то плохое, то оно быстро забывается. Это такой режим самосохранения, появившийся уже очень давно. В принципе, человек так устроен: если выпа- дают испытания, они его стра- шат, пугают, а преодолев их, он испытывает радость. Все зависит от того, как к этому относиться.
Как закончили год филиалы, которые расположены за пределами Рязанской области? Я имею в виду Шадринский завод металлоконструкций и предприятия, работающие за пределами РФ?
– За очень короткий срок, фактически за полтора года работы, ШЗМК вышел в плюс. Как раз 2019 год закончил с прибылью, что является результатом грамотного управления. Напомню, за последние четыре года выручка ГК «ТОЧИНВЕСТ» выросла в 3,5 раза.
В Китае, в целом, ситуация была сложная, страна переживает большую трансформацию. На сегодняшний день, как ни крути, – это мировая мастерская и драйвер экономического роста. Многие до конца еще не осознают, насколько Китай значим в современной мировой экономике и мировом разделении труда. Как раз там в 2019 году произошло падение мирового рынка кожи на 20%. В Европе наше предприятие с этими вызовами справилось более легко, чем в Китае.
Коронавирус сильно затронул работу китайского и испанского предприятий?
– На работу китайской фабрики эпидемия, безусловно, влияет. Два месяца страна была закрыта. С 1 марта власти открыли провинцию, где находится наш завод, мы запустились, а сейчас приходят новые вводные – опять могут закрыть на карантин. В Испании, наоборот, все намного лучше. Насколько хуже в Китае, настолько лучше в Европе. Все приходит в баланс. Для этого и нужна диверсификация производств по локациям.
Насколько понятны перспективы на 2020 год завода «Русская кожа – Алтай»?
– На данный завод мы перебрасываем объемы, которые закрывались Рязанским кожевенным заводом, – это поставки на Казахстан, Монголию и, частично, на Китай. Поэтому по 2020 году ситуация для нас понятная, а вот как дальше будет трансформироваться работа в связи с быстро разгорающимся кризисом надо будет внимательно смотреть.
В связи с событиями, которые происходят сейчас в экономике, какие направления в работе Холдинга будут приоритетными в 2020 году?
– У тех, кто занимается реальным сектором экономики, наоборот, возникает большая доля позитива, так как схлопывается виртуальный пузырь, на который приходилось 90% мировой экономики. Данный процесс поднимает на новый уровень значимость производств и их возможности. Чем глубже будет кризис, тем быстрее произойдет оздоровление и поднимется ликвидность. Главное – пройти первую волну, потом будет проще.
Насколько сильно предприятия Холдинга завязаны на импортную составляющую в выпуске продукции?
– Если брать «Русскую кожу», то завод сильно зависит от импорта.
Оборудование, запчасти, расходники – импортные, химия на 80% зарубежная, причем есть многие позиции эксклюзивные, только китайские, например. Если сильно закроют Китай, даже непонятно, чем замещать эти составляющие. На сегодняшний день мир настолько глобальный, что безболезненно ничего не проходит.
Главное, что мы успели модернизировать и оцифровать производство, внедрив ЕRP-систему, а дальше будем думать, где искать и откуда что ввозить.
Как повлияет ослабление рубля на работу предприятий Холдинга?
– Чем слабее рубль, тем выгоднее производителю – это факт.
Соотношение рубля к основным валютам всегда играет в пользу отечественного производителя. Другое дело, что наши монополии при ослаблении рубля все цены очень быстро перещелкивают вверх, и производственники за считаные месяцы теряют фору, поэтому эффект получается очень краткосрочный, если вообще успеем получить.
Ваш совет: в какие инструменты вкладывать свои сбережения сотрудникам Холдинга?
– Самые лучшие вложения – в здоровье и в образование свое, своих детей и близких. Приумножить капитал можно, вкладываясь только в эти инструменты.
Если бы наша страна инвестировала деньги в людей, то мы бы имели совершенно другую ликвидность за счет человеческого потенциала, здоровья нации, уровня образования, современной инфраструктуры. Экономика – это про человека, прежде всего.
Во всех развитых странах 70% ВВП составляет потребление домохозяйств. Инвестиции в людей являются основным драйвером развития мировых экономик.
До тех пор пока в стране будут считать источником роста инфляционное таргетирование – получим кладбище. Основным драйвером очень быстро могут стать похоронные издержки. Надо перейти от похорон к стратегии, которая позволяет рожать детей. В этом, на мой взгляд, состоит ключевая задача государства.