Цифровизация бизнеса
Сегодня современному предприятию приходится постоянно собирать и обрабатывать все больший объем данных. Инструментом повышения эффективности и скорости принятия управленческих решений являются системы класса ERP (enterprise resource planning – планирование ресурсов предприятия). О том, что это за cистема, какие преимущества она дает в работе, и о проблемах внедрения ERP на АО «Русская кожа», журналу рассказал директор по проектам ФПК «Инвест» Сергей Рычагов.
Почему на АО «Русская кожа» было решено внедрять систему класса ERP?
– ERP – это, прежде всего, информационная система, которая позволяет хранить и обрабатывать большое количество важных для работы компании данных.
Причин для внедрения системы класса ERP на АО «Русская кожа» было несколько.
Основной причиной стало то, что на предприятии было огромное количество разрозненных информационных систем. По сути, они представляли собой системы учета, данные из которых приходилось обрабатывать вручную. Для того чтобы проанализировать их и представить руководству предприятия, часто уходило от нескольких недель до двух месяцев. Безусловно, это не отвечает сегодняшним потребностям бизнеса.
ERP-система АО «Русская кожа» нужна для объединения ключевых блоков предприятия: производственный и складской учет, планирование и продажи, калькуляция себестоимости и ценообразование. Это современное программное обеспечение, позволяющее в режиме онлайн получать информацию, необходимую для принятия управленческих решений.
Во-вторых, современные ERP-системы базируются на принципе процессного подхода, то есть в системе описан каждый из процессов с входом и выходом из него, а также отражены взаимосвязи между ними. Процессный подход – это основа основ для управления предприятием, вместе с внедрением ERP мы получили возможность системно внедрить его в работу.
Мы уверены, что внедрение ERP на предприятии даст ускорение производственного потока за счет прописанных нами алгоритмов планирования, снизит объем незавершенной продукции, позволит повысить уровень клиентского сервиса за счет точности в сроках поставки продукции нашим потребителям.
Почему выбор остановился на Мicrosoft Dynamics Axapta?
– На этапе принятия решения по платформе, на которой будет проведена цифровизация, мы рассматривали возможности двух программных продуктов – «1С: Предприятие» и Мicrosoft Dynamics Axapta. На рынке есть и другие платформы, например продукты SAP или Oracle, но именно «1С: Предприятие» и Мicrosoft Dynamics Axapta в наибольшей степени отвечали нашим требованиям, то есть соотношению цена/функциональность.
Далее был оценен такой параметр как объем модификаций. Модификации – это изменение стандартного состояния процессов в программном обеспечении под требования конкретного предприятия. Чем больше объем таких модификаций, тем выше требуется квалификация IT-специалистов и руководящего персонала, чтобы реализовать проект. В Мicrosoft Dynamics Axapta объем модификаций оценивался в 30–50% от стандартного, в «1С: Предприятие» – до 80–90%. Поэтому выбор пал на Мicrosoft Dynamics Axapta.
Какими были основные вехи проекта?
– Мы прошли пять этапов.
- Предпроектное обследование.
- Анализ и дизайн бизнес-процессов.
- Построение системы.
- Развертывание системы на предприятии.
- Начальная поддержка системы.
Что стало результатом предпроектного обследования?
– Результатом была рекомендация по выбору системы, описание ее плюсов и минусов, кроме того, была проведена предварительная оценка объемов проекта, определена глубина модификаций по разным функциональным областям.
Также был подготовлен и проведен тендер на выбор подрядчика по внедрению программного обеспечения. В финале тендера оказались две компании – «КОРУС» и Columbus, это лидеры российского рынка по внедрению информационных систем на базе Мicrosoft Dynamics Axapta. Обе компании имеют необходимый штат консультантов, разработчиков, архитекторов, то есть всех тех специалистов, которые необходимы для реализации и внедрения таких крупномасштабных проектов. Партнером по внедрению стал Columbus, компания взяла на себя ответственность за конечный результат внедрения и за запуск проекта. Нам было важно увидеть в партнере нацеленность на результат.
Затем мы перешли к следующему этапу – анализу бизнес-процессов, их описанию по каждой функциональной области. В результате было сформулировано 165 бизнес-процессов в 10 функциональных областях, таких как себестоимость, планирование, закупки, ценообразование, продажи, производство, склады.
Сколько времени занял этап анализа и дизайна?
– До выдачи нам отчета – 6 месяцев. На согласование описанных бизнес-процессов планировалось две недели, ушло более трех месяцев.
Фактически, согласовав этап «Анализ и дизайн», мы получили сформированную проектную документацию – описанные бизнес-процессы и требования к ним. На основе этого был определен подход к срокам реализации следующих этапов – построению системы, ее развертыванию и поддержке. Стадия построения заняла у нас 12 месяцев.
Развертывание системы на АО «Русская кожа» произошло в первых числах июля. Сейчас мы находимся уже в стадии начальной поддержки, устраняем программные и пользовательские ошибки, неточности, связанные с загрузкой некорректных первичных данных в систему, дорабатываем модификации.
С какими трудностями пришлось встретиться?
– Трудность – от слова «труд». Все трудности команда принимала как задачи: чем труднее, тем интереснее. Обозначу те, с которыми столкнется любой проект по внедрению ERP.
Основные трудности связаны не с программой, а с самими людьми. Менялись руководители проекта, состав команды и ключевые сотрудники по функциональным областям как на предприятии, так и на стороне компании Columbus.
Уже после запуска системы стало понятно, что обучение сотрудников, использующих систему, требовалось в значительно большем объеме. Особенностью восприятия новой системы является тот факт, что человек начинает вникать в суть только тогда, когда ему лично нужно провести те или иные операции и от этого зависят результаты его труда, а не в период обучения.
Имела место слабая детализация или отсутствие описания ряда бизнес-процессов, тем более до уровня структурированных данных и алгоритмов их обработки. В систему нельзя занести неформализованные знания сотрудников.
Третья сложность: большое количество микропроцессов внутри предприятия. С этой трудностью мы столкнулись уже фактически после запуска. Микропроцессы меняют логику в построении системы, как следствие – ее работу.
Четвертая сложность: качество исходных данных в наших старых системах не отвечало запросам новой.
Также мы столкнулись с проблемой интеграции систем, то есть с переносом данных из действующих информационных систем в новую, несмотря на то, что долго к этому готовились.
Какие ближайшие шаги по проекту будут сделаны?
– Основные задачи, которые сейчас стоят – перезапустить концепцию планирования, затем переосмыслить модуль потребления химии, следом пойдут себестоимость и ценообразование.
Постоянно идет работа над повышением уровня удобства работы пользователей в системе: упрощаем интерфейс программы, дорабатываем там, где это нужно.
Автоматизация предполагает оптимизацию человеческого ресурса?
– Это не является целью проекта и точно не отразится на производственном персонале. В первую очередь должно измениться качество и скорость работы административного персонала, а также точность планирования ресурсов.
Надо понимать, что ERP-система для «Русской кожи» – это только фундамент для построения эффективной системы управления предприятием. Завод будет использовать множество других передовых технологий, которые позволят улучшить взаимоотношения с клиентами, объединят все каналы продаж в единую систему, позволят удаленно управлять филиалами и дилерской сетью через блок электронной коммерции.
Вот такие амбициозные задачи предстоит решить за очень короткий срок.
Что вас положительно удивило в ходе реализации проекта?
– Наши сотрудники. Это, в первую очередь, интенсивная и самоотверженная работа команды проекта. Мы все работаем на результат, с абсолютным пониманием важности своевременной и качественной реализации своих задач. Ну и конечно, первые положительные отклики производственников о работе в системе.